Войти на сайт / Регистрация
На главную

Телефон

+7 (495) 78 25 007

Изменения в Жилищный кодекс

Жилищный кодекс РФ
Изменения в Жилищный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ», вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в «Российской газете» - 07.06.2011.

Данные поправки направлены на совершенствование управления многоквартирными домами. Основной смысл поправок сводится к раскрытию информации о деятельности компаний осуществляющих управление в сфере ЖКХ. До принятия ФЗ-123 от 04.06.2011г. в законодательстве не было чётко прописанного права собственников помещений требовать информации от ТСЖ, которое создано в их доме.
В Статье 143.1 Жилищного кодекса РФ закреплено право жильцов многоквартирных домов, в которых создано ТСЖ, получать информацию о деятельности товарищества и право обжаловать решения ТСЖ в судебном порядке. Кроме того, часть 3 статьи 143.1 устанавливает тот минимальный перечень документов, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме вправе знакомиться.

Эти изменения связаны с тем, что до их принятия, ссылаясь на Конституцию и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ТСЖ и УК зачастую отказывали собственникам в предоставлении информации о своей деятельности. Без этой информации владельцы жилья не могли писать мотивированные претензии и обращаться в суд…

Как всегда законодатель, преследуя благую цель, оставил в законе брешь. Так, например, в части 3 статьи 143.1 ЖК РФ теперь сказано, что собственники помещений имеют «право ознакомиться с документами». На практике может получиться как в старом анекдоте «съесть то он съест, но кто ж ему даст»? Такая формулировка может на практике привести к тому, что ознакомиться с документами собственнику позволят. А вот предоставить копии этих документов или самостоятельно снять с них копии – нет!

Федеральным законом № 123 «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» уточнен перечень общего имущества дома, бремя содержания которого несут собственники расположенных в нем жилых помещений.  К уже упомянутым в основном документе лестничным площадкам, лифтам, подвалам, тех этажам, крышам и земельным участкам (вместе с элементами озеленения и благоустройства) и так далее добавлены помещения, не принадлежащие кому-то одному и предназначенные для удовлетворения социально бытовых потребностей (в том числе для организации досуга, детского творчества, занятий физкультурой и спортом). В общем, за все то, что входит в «обрез» располагается на принадлежащей ему земле, собственники квартир несут ответственность каждый своей доли.

Ещё один общезначимый пункт Жилищного кодекса относится к заочному голосованию. Оно в течение длительного времени верой-правдой служило махинаторам всех мастей. В правоохранительные органы регулярно обращались люди, крик души которых можно охарактеризовать ёмкой народной поговоркой: «Без меня – меня женили». Одни с удивлением узнавали о том, что их дом перешёл в руки иной управляющей компании, другие, что теперь проживают в доме где создан ТСЖ. Третьи, обнаруживали в квитанциях завышенные платёжные суммы (якобы за предоставление каких-то дополнительных услуг). И ответ на вопрос: «Каким образом принято такое решение?» был один: «Путем голосования». «Какого?» «Заочного». Теперь, если гражданин оказывается в подобном положении, ему некого будет винить. Потому что законодательство настаивает: проведение заочного голосования по тем или иным вопросам, поставленным на повестку дня возможно лишь в том случае, если (из-за отсутствия кворума) не состоялось общее собрание. Если имеется его соответствующее решение, жители могут вносить плату за ЖКХ напрямую ресурсоснабжающим организациям (естественно, за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома).

Не остались без внимания законодателей и нужды членов товариществ собственников жилья, а так же жилищно-строительных кооперативов.
Во-первых, уточняется и порядок их создания и деятельности. Теперь набрать в «сообщество тысячу квартир из нескольких домов, даже если они располагаются на граничащих участках, нельзя». Лимит, установленный законом – 30 квартир. Во-вторых, установлены требования должностным лицам. Возглавлять данные объединения жильцов не могут люди, дисквалифицированные и судимые за умышленные преступления, а так же бывшие руководители и главные бухгалтеры обанкротившихся строительных компаний.

Еще одна форма заботы о многоквартирном доме, обозначенная Жилищным кодексом, - непосредственное управление. Теперь в доме, где более 12 квартир, оно может быть выбрано и реализовано лишь при условии заключении договора оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с управляющей организацией. Видимо, разработчики закона решили, вспомнив другую русскую поговорку – «у семи нянек – дитя без глазу», увеличить число «нянек» (то есть собственников, присматривающих за собственным домом, до 12). А заодно, кстати, и добавить в перечень из возможных форм управления (непосредственное управление, с помощью УК или ТСЖ) ещё одну – совет многоквартирного дома.

Если же в доме не создано товарищество собственников жилья, либо он не управляется жилищным кооперативом (учитывая, что в нём более 4 квартир), необходимо на общем собрании избрать совет из числа собственников помещений, одна из обязанностей жителей. Регистрация советов в органах местного самоуправления при этом не осуществляется.

Органы исполнительной власти (возможно, это будет государственная жилищная инспекция) наделены дополнительными полномочиями:  
-проверять правомерность выбора проверяющей компании и создания ТСЖ;
-контролировать соответствие его устава Закону (при выявлении нарушений обращаться в суд с требованием о признании договора управления не действительным или ликвидации товарищества);
-вести реестр уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по управлению домами, а также выполнению услуг по содержанию и ремонту;
-осуществлять контроль о соблюдении стандартов раскрытия информации.

Обязанности исполнительных (региональных и местных властей) властей этим не ограничиваются. Они должны вмешиваться в работу советов по управлению многоквартирным домом только в том случае, если решение о его избрании не принято собственниками в течение календарного года. Тогда представители муниципалитета (в трёхмесячный срок) созывают общее собрание, в повестку дня которого вновь включается пункт об избрании совета (и его председателя) или о создании в доме ТСЖ.

Кроме того, лица, решившие заняться управлением, содержанием и ремонтом общего имущества в доме, должны уведомить о начале своей деятельности региональные власти. Ещё более широк спектр обязанностей у местных властей. Они на конкурсной основе отбирают управляющие компании для новостроек; на основании обращения собственников о невыполнении УК обязательств организуют проведение проверок их деятельности и, в случае выявления нарушения условий договора созывают собрание по вопросу его расторжения; наряду с УК и ТСЖ предоставляют гражданам по их запросам информацию о ценах и тарифах, объеме и качестве услуг, а так же о муниципальных и инвестиционных программах. В общем, органы власти получили некоторые рычаги влияния на рынок управляющих услуг, чтобы он, успевший во многих вопросах зарекомендовать себя как «дикий», наконец обрёл цивилизованные черты.

Главное, что бы весь пар не ушёл в гудок – что бы очередные поправки не множили дополнительные рабочие места для чиновников и не плодили кучу новых бумаг и справок в их деятельности.

02.07.2011

Вернуться назад

Новости рынка
недвижимости

Все новости





Наши партнеры

Все партнеры
Обратная связь Отправить сообщение