Войти на сайт / Регистрация
На главную

Телефон

+7 (495) 78 25 007

Ураза-Байрам в Москве

Ураза-Байрам в Москве
Ураза-Байрам: вера в атмосфере недоверия
РИА «Новости» Дмитрий Бабич
В этом году мусульманский праздник Ид аль-фитр, в России чаще называемый по-тюркски Ураза-Байрамом, был отмечен беспрецедентно масштабно. Кроме праздничного богослужения в московской Соборной мечети, где собрались 65 тысяч человек, были еще и гуляния в парке «Сокольники» [фото].

Были, естественно, и неудобства – количество мусульман в Москве растет, и места всем не хватает ни в мечети, ни порой даже на улице. И, как всегда, нет недостатка и в желающих поспекулировать на этих неудобствах. Несмотря на то, что день десантника или футбольные матчи по своим разрушительным последствиям оставляют Ураза-Байрам далеко позади, здесь включаются подсознательные механизмы. Речь идет о религии – колоссальном сплачивающем факторе. Это вам не десантно-футбольное мужское братство и буйство, ограниченное обычно рамками одних суток. А сплочение религиозного меньшинства часто  вызывает тревогу у большинства. Аналогичные настроения есть и во Франции, и в других странах Европы. Жалобы на верующих, блокирующих улицы, и там стали обычным делом.

Но стоит ли винить в этом организаторов богослужений? Давно не тайна, что официальное мусульманское духовенство России на самом деле даже немного стесняется этих ежегодных демонстраций сплоченности у Соборной мечети на Проспекте мира. Людям предлагают посещать другие мечети, не запруживать улицы, заранее покупать билеты в метро. Но тем-то и отличается ислам, скажем, от римского католицизма, что у него нет единого центра. Нет инстанции, кроме Аллаха, которая выдавала бы непререкаемые предписания всей умме, то есть верующим. И если умма хочет собираться в огромную толпу на проспекте Мира, никто ей этого не запретит. А если вы хотите чего-то добиться от уммы, то общаться вам надо со всеми мусульманами, а не с каким-то одним авторитетом, который решит все проблемы.
Понимание этой истины очень тяжело доходит до российского государственного аппарата. Конечно, с бюрократической точки зрения удобно иметь дело с иерархическими структурами. Патриарх отвечает за православных, раввин Берл Лазар – за иудеев и так далее. Так это и делалось в советское время – причем предпочтение отдавалось организациям с руководящими органами на территории СССР. Имамы из бухарского медресе – это наши имамы, а другие, заграничные, - это все ваххабиты и чуждые нам фанатики. То же было с католиками, свидетелями Иеговы, кришнаитами.

Но в новых условиях эта схема не работает, особенно с мусульманами и иудеями. Страна открыта, в стране действуют десятки мусульманских и иудейских организаций. Искать среди них одного лидера – это все равно, что пытаться подключить к одному провайдеру Интернет. А значит, нужно идти к самим верующим – в школы, на предприятия, в религиозные общины. Просвещать, показывать общие корни ислама, иудаизма и христианства. Объяснять, что Коран на самом деле не санкционирует размещение молящейся толпы на проезжей части. Все это требует денег, усилий, внимания государства. Но другого пути просто нет. Времена общения через центральные авторитеты давно прошли.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
РИА «Новости» Дмитрий Бабич


Несколько иное мнение о прошедшем мусульманском празднике опубликовано в статье «Ураза-Байрам в Москве: сколько нужно мечетей городу»? Автор обращает внимание читателей на тот факт, что мусульмане в свои большие праздники приходят исключительно в одну мечеть рядом со спорткомплексом «Олимпийский». «Между тем, другие существующие мечети в городе стоят пустыми» - говорится в статье. Свой репортаж автор сопроводил многочисленными фотографиями.


«Исламский «флэшмоб»: к Соборной мечети Москвы верующих сгоняли специально»?
Роман Силантьев (известный исламовед): Это, в основном, специфика Москвы, давно уже Санкт-Петербург тут даже отстал. Проблема в том, что большинство тех, кого вы видели на фотографиях - это не москвичи и даже не граждане РФ, это мигранты из ближнего зарубежья.
Вопрос: По-вашему, это нормальная практика отправления культа?
Роман Силантьев: Нет, конечно, ненормально – молиться на улицах.
 Но сейчас будет тестироваться новая практика, когда будут предоставляться специальные помещения. На самом деле храмы, любые храмы, не рассчитаны на то, чтобы вмещать всех желающих. К примеру, чтобы на Пасху и Рождество православные храмы вмещали всех православных москвичей, их нужно не 200 штук строить – а 5 тысяч. Тогда они будут вмещать всех желающих. Храмы строятся в расчете на еженедельную посещаемость. И в мусульманских странах на праздниках толпы тоже не вмещаются, молятся люди и на улицах, и на стадионах, и в пустыне. В обычную пятницу такой проблемы в Москве нет, напротив, мечети не заполняются вообще.
Вопрос: Но твердят в СМИ, что сейчас острая нехватка мечетей…
Роман Силантьев: Да нет, как раз - шесть специальных построенных мечетей и еще около сотни домовых, которые по площади нередко превышают построенные, сейчас есть в Москве.
Вопрос: Почему же мы каждый крупный мусульманский праздник вынуждены наблюдать такое действо?
Роман Силантьев: Это же случается только на праздник. Мигранты знают только одну мечеть и туда идут, а в других местах могут быть свободные места. Там надо просто логистически изменить и собирать людей в другие места, чтобы они давки не создавали. Если бы все православные шли только в Храм Спасителя – мы бы с вами говорили о православных столпотворениях на Рождество.
Вопрос: Сотни тысяч мусульман перекрывают трамвайные пути и автомобильные дороги по недоразумению? Просто не знают, куда еще в Москве пойти?
Роман Силантьев: Местами – недоразумение, местами - специально. Возможно, имеет место специальный привоз людей в одно место, где общая ситуация усугубляется недостроенным зданием по соседству. На территории мечети они молиться не могут, там места нет физически – все занято разрушающимся строением, которое, по всей видимости, построено так и не будет. Раньше до этого строительства люди могли и не сидеть на трамвайных путях.

Под заголовком «Гадости неравенства» в «Новой газете» Валерий Зеленогорский пишет:
«Не надо быть баранами, идущими на поводу у тех, кто разжигает костры ненависти… Каждый пятый москвич – мусульманин и они имеют право на свою веру и свои праздники, даже если это не нравится РПЦ, синагоге и адвентистам Седьмого дня.
Я не хожу в храм, это мой выбор, меня не смущают ни крестный ход, ни намаз, не смущает, когда режут барана на моих глазах - мне так же неприятно, когда муниципальная власть в интересах граждан убивает бродячих собак».

 
Мэр Москвы Сергей Собянин подписал два распоряжения о проведении массовых мусульманских праздников в столице: Ураза-байрама (праздника разговения) и Курбан-байрама (праздника жертвоприношения) 6 ноября. В прошлом году ноябрьские торжества сопровождались жертвоприношениями прямо в городе, что вызвало негативную реакцию у многих москвичей.

01.09.2011
 
Вернуться назад

Новости рынка
недвижимости

Все новости





Наши партнеры

Все партнеры
Обратная связь Отправить сообщение